rus eng    Публикации     Новости
 

Интернет-магазин

Программу REBUS и электронные издания в формате RBS можно приобрести в нашем Интернет-магазине.

Перейти >>




 



Современное экономическая ситуация предприятий транспортного комплекса, показала, что эффективная деятельность и развитие рынка перевозок невозможны без модернизации производства и внедрения новых технологий в данной отрасли, преимущественно, в области организации движения, управлении парком транспортных средств, повышении качества обслуживания, реализации комплексной системы безопасности и т.д.


Около 80% всей информации содержит геоданные, то есть разнородные сведения о распределенных в пространстве объектах, явлениях и процессах. Обладание такой координатно привязанной информацией и возможность ее быстрого просмотра и анализа играет важную роль в управлении и развитии транспортной инфраструктуры. Работать с такими данными помогают технологии географических информационных систем (ГИС).


Географические информационные системы становятся ценным инструментом в управлении наземным и воздушным сегментами авиатранспорта, в железнодорожной транспортной инфраструктуре, в решении комплексных задач для территориально распределенных автотранспортных систем, для развития морского и речного судоходства.


Возможности геоинформационных систем могут быть полезны для самых различных пользователей, которым нужна транспортная информация. Это:

  • дорожно-строительные компании, выполняющие работы по проектированию, созданию и ремонту транспортных артерий;

  • строительные организации для мониторинг транспорта, спецтехники, дорогостоящего оборудования, стройматериалов и грузов;

  • организации, предоставляющие услуги перевозки: сетевые торговые компании, сбытовые подразделения, коммерческие перевозчики, осуществляющими заказную транспортировку грузов, корреспонденции и пассажиров;

  • производственные и торговые предприятия (для ежедневного контроля работы агентов и использования ими служебного автотранспорта);

  • оперативные службы (охрана, МЧС, скорая помощь, аварийные службы)

  • спецавтохозяйства;

  • банки, для которых важно отследить перевозку ценных грузов и контролировать работу инкассаторских;

  • простые граждане и водители авто, ежедневно нуждающиеся в информации о пробках, ремонтных работах на дорогах и т.д.


Области применения ГИС на транспорте сегодня крайне разнообразны:

  • безопасность предприятия и прилегающих территорий:

    • моделирование чрезвычайных ситуаций;

    • экологическая оценка;

    • моделирование и мониторинг шумового загрязнения.

  • управление имуществом компаний и контроль за арендой площадей;

  • организация информационных сервисов для пассажиров по плану транспортного предприятия и ближайшему его окружению;

  • управление складскими помещениями;

  • планирования и оптимизациия маршрута следования;

  • оценки и планирования пропускной способности:

    • расчет пассажиропотоков;

    • анализ грузопотоков.

  • управление парком транспортных средств:

    • мониторинг техники;

    • учет уровня расхода и распределения топлива;

    • анализ стиля вождения;

    • идентификации водителя;

    • учета рабочего времени;

    • мониторинг грузов.

  • формирование отчетов;

  • планирования развития социальной инфраструктуры, транспортной сети.


Безопасность предприятия и прилегающих территорий

Сегодня многие транспортные предприя используют в своей повседневной деятельности ГИС-средства для решения вопросов безопасности.


С помощью геоинформацилнных систем производится прогнозирование чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений, землетрясений, селей, ураганов). Расчитывается степень потенциальной опасности и на основе этого принимается решение об оказании помощи. Оценивается необходимое количество сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, планируется и оптимизируется маршрут движения к месту бедствия, исследуется возможность нанесения ущерба и его последствия для предприятия транспортной отрасли.


При моделировании развития чрезвычайных ситуаций используется электронная и атрибутивная информация о потенциально опасных объектах, силах и средствах для ликвидации ЧС и их последствий. В результате моделирования все исходные данные (места источников возникновения ЧС, дислокация сил и средств ликвидации ЧС, проживание людей и т.п.) отображаются на отдельных слоях карты.


Изначально подготовка к проведению учебной эвакуации было крайне сложной задачей, так как нужно было анализировать множество планов и несвязных данных.


Применение ГИС-технологий позволило связать информацию о всех объектах предприятия и отобразить ее на карте. С помощью геоинформационных систем удалось разработать различные сценарии проведения эвакуации в зависимости от мест расположения источника ЧС, местоположения и описания противопожарного оборудования, размещения всех дверей и знаков опасности.


На основе информации о несчастных случаях и прочих инцидентах, отслеживаемых с помощью ГИС, руководство и служба безопасности могут принять решение о повышении безопасности на территории здания (порта, автовокзала, ж/д вокзала, аэропорта) и на прилегающей территории. Среди таких решений может быть как увеличение количества фонарей в наиболее темных местах, так и расширение штата сотрудников безопасности, поддерживающих правопорядок, например, в ночное время суток.


Геоинформационные системы могут применяться не только для прогнозирования чрезвычайных ситуаций, но и для определения экологического состояния. Использование ГИС приложений помогает спрогнозировать загрязнение от источников на местности при:

  • дорожно-транспортных происшествиях на автомобильном транспорте;

  • крушении поездов с нефтеналивными цистернами на железнодорожном транспорте;

  • падении воздушных судов на объекты ядерной промышленности;

  • при разливе нефтепродуктов на воде и т.д.


При таких экстремальных ситуациях нужно оперативно и более точно оценить экологический ущерб и выбрать способ ликвидации последствий. Для этого слой электронной карты с результатами экологического моделирования можно наложить на карты растительности или на карты жилых массивов в данном районе. Гис-технологии - хорошее подспорье руководителям, принимающим решения в этой области, ведущее, в конечном итоге, к уменьшению аварий и затрат на ликвидацию их последствий.


Итак, использование ГИС-технологий при прогнозировании чрезвычайных ситуаций в транспортной сфере позволяет:

  • моделировать последствия аварий;

  • расчитывать поля концентрации загрязнений;

  • оптимизировать маршруты следования специалистов по транспортным сетям к объектам в зоне ЧС;

  • определять зоны досягаемости для спецсредств при движении по транспортным сетям;

  • определять маршруты стока жидких веществ в случае их разлива или прорыва трубопроводов (более применительно к аэропортам);

  • расчитывать зоны затопления при наводнениях и паводках;

  • координировать работу информационно-справочной системы о потенциально опасных объектах.


Руководство аэропортов, железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры, используют ГИС-приложения для отображения уровней шумового загрязнения. Отображение этой информации на ГИС-картах позволяет гораздо быстрее подготовить предложения о проведении административно-организационных, архитектурных и инженерно-технических мероприятий (ограничение движения грузового автотранспорта на внутригородских автомагистралях, своевременный ремонт и содержание в надлежащем порядке дорожного полотна, разграничение улиц и дорог по их назначению, строительство домов со специальной архитектурно-планировочной структурой и т.п.)


Управление имуществом компаний и контроль за арендой площадей

Конечно, приложения для обеспечения безопасности являются лишь одной из многочисленных сфер применения возможностей геоинформационных систем для транспортных предприятий. Использованные ГИС-технологий также позволяют осуществлять управление имуществом компаний и контроль за арендой площадей.


В настоящее время использование традиционных бумажных планов стало неудобным и неэффективным. На смену пришли новые технологии и цифровые модели предприятий, которые учитывают экологическую составляющую, топографию, расположение дорожных сетей и т. д. Центральным звеном геоинформационной системы является база геоданных, в которой хранится и обрабатывается в совокупность семантической, метрической и топологической информации об определенной территории.


База геоданных позволяет:

  • хранить различные представления территории предприятия;

  • сочетать в единой среде общий трехмерный план, поэтажные планы входящих в него зданий, схемы коммуникаций и другую информацию;

  • моделировать поведение объектов;

  • находить недоиспользованные ресурсы;

  • вычислять ошибки в размещении, которые создают угрозу безопасности или какие-либо неудобства и т.д.


Организация информационных сервисов для пассажиров

Актуальна задача организации информационных сервисов для пассажиров на основе базы геоданных. В частности информирование пассажиров по плану аэропорта, авто или ж/д вокзала и ближайшему их окружению.Эта информация может предоставляться населению через Интернет-сайты и информационные терминалы, расположенные на территории объектов. Данная услуга улучшит качество обслуживания клиентов перевозочных компаний и пассажиров.


Управление и оптимизация использования складов

Отдельной специфической задачей, которая может эффективно решаться с помощью ГИС, является оперативное управление и оптимизация использования складов.


Накопление статистической информации по осуществлению складской грузопереработки и ее визуализация оказывает существеннцю помощь в управлении складом. Оперативное принятие решений о размещении товара в наиболее подходящих для него складах (в зависимости от интенсивности отгрузок, удобства расположения, сроков хранения, весогабаритных характеристик товара и других признаков), повышает пропускную способность склада.


Использование ГИС-технологий обеспечивает четкий контроль соблюдения сроков и условий хранения запасов. Решение этих задач повышает лояльность клиентов за счет общего повышения качества обслуживания и обеспечения дополнительных возможностей сервиса.


Следует отметить, что наиболее актуально выполнение подобных функций для морских (речных) портов и аэропортов.


Кроме того, геоинформационные системы в аэропортах, морских портах и в крупных топлевных компаниях позволяют отслеживать состояние наземных и подземных резервуаров для хранения ГСМ и уровень горючего в них в люьой момент времени.


Наличие развитой сетевой ГИС дает возможность анализировать и планировать расположение основных объектов недвижимости на территории предприятия и отслеживать изменения в них происходящие со временем.


Несистематические наземные обследования и контрольные проверки не могут обеспечить оперативного получения информации о реальном состоянии таких пространственно протяжённых уникальных сооружений и конструкций, какими являются объекты транспортной техносферы.


В настоящее время эта задача ре шается с использованием технологии, включающей в себя:

  • глобальную космическую диагностику объектов и их ближайшего и дальнего окружения;

  • локальную воздушную диагностику объектов, их участков, узлов, элементов и непосредственного окружения.

Систематизация, объединение и отображение на карте всех данных и результатов диагностики состояния тоннелей, рельсовых путей, автодорог, земляного полотна и мостовых сооружений является хорошим подспорьем для руководителя, принимающего решения в этой области, ведущее, в конечном итоге, к повышению конкурентоспособности и качества обслуживания.


Планирование и оптимизациия маршрута следования

    Перед государственными и коммерческими компаниями, осуществляющими транспортировку грузов и пассажиров в разных отраслях транпортной сферы, стоит задача планирования и оптимизациия маршрута следования. Результат выполнения этой задачи зависит от того, насколько оперативно будет собран, систематизирован и проанализирован большой объем исходных данных, которые могут меняться во времени. ГИС - удобный инструмент для выполнения данной задачи.

    Планирование перевозочного процесса на железнодорожном транспорте осуществляется по принципу нахождения кратчайшего расстояния. Маршрут прокладывается в зависимости от станций отправления/назначения и промежуточных станций. Путь отображается с учетом выбранного плана формирования и даты перевозки. Также возможно построение нескольких альтернативных маршрутов и работа с ними.


Построение оптимальных маршрутов для автотранспортных компаний осуществляется на реальной улично-дорожной сети с ее возможностями и ограничениями (пропускная способность улиц, разрешенные направления движения, повороты, нештатные ситуации).


Транспортные компании чаще всего оптимизируют маршрут не по расстоянию, а по наименьшей стоимости перевозки. Эта задача решается с помощью теории графов, где каждой дуге и каждому узлу сети присваивается определенное значение. Это может быть как среднее время прохождения участка, так и коэффициент, учитывающий пропускную способность, расход топлива, возможность проезда по данному участку в определенное время и любые другие параметры.


Если для транспортировки необходимо использование нескольких видов транспорта, то геоинформационные системы в этом случае являются самой подходящей основой, поскольку они способны совмещать информацию по множеству транспортных сетей в единой базе данных и/или на одной электронной карте.


Нахождение оптимального маршрута для с/х техники — это отдельная технически сложная и экономически важная задача в агробизнесе.

Главная проблема состоит в том, чтобы свести к минимуму перекрытия и пропуски между соседними загонками и при этом повысить производительность, сократить затраты на семена, удобрения, химикаты и ГСМ.


Формирование маршрутной сети для всех видов транспорта и ее анализ в среде ГИС на базе картографической и атрибутивной информации зависит от полноты и достоверности необходимых исходных данных. В результате это позволяет существенно снизить трудоемкость и повысить оперативность всех проводимых работ, связанных с рассматриваемой тематикой. Ошибки в планировании существенно влияет на эффективность деятельности предприятия и качество обслуживания клиентов.


В больших городах, где существует не один вид городского транспорта, существует еще одна задача, рещаемая средствами ГИС — построение оптимального маршрута для населения. Для того, чтобы добраться в пункт назначения, необходимо оптимизировать маршруты движения всего транспорта в комплексе: метро, автобусы, трамваи, троллейбусы, электропоезда пригородного сообщения.


В настоящее время начали распостраняться различные интернет-сервисы. Это интерактивные информационные системы, позволяющего любому желающему посмотреть схемы маршрутов на карте города, найти остановку городского транспорта на карте и посмотреть соответствующие номера маршрутов, а также найти варианты проезда между двумя выбранными остановками с учетом пересадок и пеших переходов между близкорасположенными остановками.



Оценка и планирование пропускной способности

Возможность реализации различных ГИС функций позволяет проводить анализ пассажиропотоков, принимая во внимание множество аспектов жизнедеятельности населенного пункта, представленных в виде тематических слоев единой базы геоданных и цифровой карты.

Использовать ГИС для оценки пропускной способности дает возможность:

  • вычислять мощность или напряжённость, то есть количество пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении (любым видом транспорта);

  • расчитывать объём перевозок пассажиров, то есть количество пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год);

  • строить матрицы интенсивностей потоков;

  • проводить сравнительный анализ пропускной способности для различного времени суток (вечернего часа пик, выходных и праздничных дней и т.д.) при существующей схеме организации движения.

Необходимо отметить, что расчет ожидаемых потоков на городской транспортной сети существенно отличается от расчетов потоков на автомобильных дорогах, соединяющих населенные пункты. Планирование пассажиропотоков требует расчета потокораспределения по всей транспортной сети города и учета предполагаемого спроса на передвижения по каждому маршруту и виду транспорта.

Оценка и планирование пропускной способности для автотранпортной отрасли вызывает необходимость в форсированном развитии городских и внегородских дорог, а также в принятии мер по ограничению доступа автомобилей в центры городов, организовать движение таким образом, чтобы по возможности равномерно распределить поездопотоки по альтернативным участкам, учитывая участки, закрытые для плановой профилактики и ремонта.

При анализе грузопотоков с помощью ГИС-технологий можно оценить и спрогнозировать динамику уменьшения или увеличения грузооборота. Выборки могут строиться по типам грузов, по владельцу грузов, по станции назначения и т.д. Графическое представление позволяет не только повысить иллюстративность отображения табличных данных, но и решать задачи, например, обеспечения подачи заданного количества транспортных средств определенного типа путем выбора из возможных вариантов такого, при котором расстояние до пункта погрузки и, следовательно, время их доставки будет минимальным.


Управление парком транспортных средств

Геоинформационные технологии позволяют не только повышать безопасность предприятия, анализировать пассажиро и грузопотоки, планировать перевозки, но и осуществлять управление парком транспортных средств (мониторинг объектов, топлива и т.д.) с учетом особенностей бизнес-процессов транспортного предприятия. Система управления включает GPS-приемник, установленный на автомобиль (локомотив, судно, самолет), координатная информация с которого передается в диспетчерский центр и накапливается в единой базе геоданных. Геоинформационные системы используются здесь для отображения этой информации в географическом контексте.

Мониторинг подвижных объектов

Слежение активно применяется на авто и железнодорожном транспорте, при перевозке опасных и ценных грузов. В режиме реального времени можно получить координаты транспортного средства (ТС) в случае угона или по запросу оператора. Запись траекторий движения позволяет в дальнейшем проигрывать реальные ситуации, что бывает полезно при анализе ДТП или иных нештатных ситуаций.


Компания «Радикс-Тулс» имеет практической опыт реализации подобных задач. Для ООО «АЛКОР» (Воронеж) была разработана геоинформационная система централизованного мониторинга мобильных объектов G4 с передачей их координат через GSM/GPRS.


При проведении некоторых видов работ на местности необходимо иметь высокоточную информацию о местонахождении транспортного средства, его крене и тангаже. Такая функциональность была реализована специалистами «Радикс-Тулс» в системе GPS-КОМПАС для одного из ведущих производителей радиоэлектронного оборудования — ЗАО «ИРКОС». Система с высокой точностью позволяет определять 2D и 3D местоположение и ориентацию в пространстве.

Мониторинг уровня расхода и распределения топлива

Наряду с выполнением функции слежения за транспортом на карте, сохранения истории пройденного маршрута и регистрации отклонений от схемы движения системы управления парком транспортных средств позволяют обеспечить непрерывный мониторинг уровня расхода и распределения топлива.


Затраты на топливо составляют 20-30% общих расходов предприятия, в связи с чем каждый руководитель транспортной компании старается следить за воровством ГСМ и внедрять технические средства контроля. Объем расходуемого топливазависит от 4 факторов:

  • марка, тип и спецификация транспортного средства;

  • груз (вес и габариты);

  • среда (плотность доржного движения, маршрут и погода);

  • стиль вождения водителя.


Можно повлиять лишь на последние две составляющие: уменьшить километраж за счет оптимальной планировки и определения маршрута (об этом говорилось ранее) и проанализировать стиль вождения и работу транспортного средства.


Значения скорости, расхода топлива в час, температуры двигателя, состояние сигнала поворота, общий пробег, общее время холостого хода, количество циклов торможения, количество циклов сцепления, общее время работы двигателя и другие показатели позволяют проанализирвоать стиль вождения человека, управляющего транспортным средством.


При вахтовом методе работы, когда несколько человек попеременно обслуживают одно транспортное средство становится актуальной задача идентификации водителя. Она решается с помощью различных технических средств:

клавиатуры ввода персонального кода (или номера), считывателя персонального ключа iButton, считывателя беспроводной карты доступа (например, eMarine), био-считывателя, например отпечатка пальца, радужной оболочки глаза, идентификации голоса и др.


Несомненно, решение вопроса идентификации позволит также выполнять задачу учета рабочего времени. Данная функция выполняется путём пассивного или активного мониторинга. Активный мониторинг обеспечивает регистрацию и передачу данных о состоянии работы агрегатов и узлов технического средства на сервер данных по каналам GSM GPRS, CSD или SMS. Пассивный мониторинг технических средств производится путем записи состояний работы транспорта во встроенный носитель данных за время работы. Считывание (передача) ранее накопленных данных производится по беспроводным каналам связи по прибытии на базу или посредством ответственного лица, производящего сбор данных на портативное компьютерное средство.


Компания «Радикс тулс» предлагает свое решение для учета рабочего времени. Это приложение позволяет регистрировать и анализировать время нахождения сотрудника в офисе с учетом его графика работы.


Не менее сложным является процесс распределения топлива. Сначала система идентификации авторизует водителя и опознает транспортное средство, устанавливая параметры его заправки. Далее система определяет объем и нужный сорт топлива, производит расчет и заправку транспортного средства. И в завершении вся информация передается в диспетчерский центр для последующей обработки. Применение подобной технологии позволяет:

  • упразднить расчет за топливо с помощью денег, карт, талонов и др.;

  • ускорить процесс заправки автомобиля;

  • предотвратить хищение;

  • заправлять только авторизованных машины строго определенным типом топлива;

  • экономить время и трудозатраты персонала.


Основываясь на полученной информации можно принять решение о потребности в более квалифицированных кадров, об обучения персонала, поощрении наиболее ответсвенных работников, прохождении транспортным средством очередного технического обслуживания и т.д.


Мониторинг грузов

Слежение за подвижными объектами в транспортной сфере включает не только мониторинг транспортных средств, но также и грузов. Наиболее актуальной задачей является перевозка опасных грузов. Чтобы исключить промедление, принятие неверных решений или усугубляющих ситуацию действий, применяются специальные диспетчерские системы, которые обеспечивают:

  • надежую связь с транспортным средством;

  • слежение за состоянием водителя, транспортного средства, груза;

  • определение координат при передвижении транспортного средства и его отображение на карте;

  • уведомление диспетчера в случае ЧС;

  • прогнозирвоание возможных последствий ЧС;

  • разрешение вопроса о выборе необходимых сил и средств для проведения спасательной операции и т. д.

Формирование отчетов

В диспетчерский центр поступает информация о всех процессах, происходящих на транспортном предприятии, которая автоматически анализируется с помощью специального программного обеспечения и формируются отчеты, характеризующие работу как всего парка и отдельного транспортного средства, так и всего предприятия в целом. Отчеты в режиме реального времени помогают удостовериться, что доставка происходит точно в срок, что потребление топлива и другие расходы сведены к минимуму.


ГИС позволяют вести учет численности, структуры и распределения населения, анализировать нештатные ситуации (например, ДТП) и одновременно использовать эту информацию для планирования развития транспортной сети. Благодаря средствам анализа, имеющимся в ГИС, возможно планировать развитие транспортной сети региона и оценивать ее эффективность.


Маршрутная сеть городского пассажирского автотранспорта формируется с учетом множества факторов. Основными из них являются:

  • обеспечение относительной равномерности загрузки центральных улиц автобусами и маршрутными такси;

  • удовлетворения потребности населения в перевозках;

  • обеспечение безопасности движения.


С одной стороны, это может сократить избыточный пробег для транспорта, с другой повысить конкурентоспособность и востребованность услуг и цен компаний, работающих в этой отрасли.


Разработка прикладных геоинформационных систем была и остается одним из ключевых направлений деятельности компании «Радикс-Тулс». Многолетний опыт проектирования, разработки и внедрения прикладных ГИС позволяет нам предлагать клиентам проверенные и отлично зарекомендовавшие себя решения в совокупности с новейшими технологиями в области ГИС.

По вопросу использования ГИС в Вашей организации вы можете проконсультироваться у специалистов ООО «Радикс-Тулс».



.28 Октябрь
2011
01

Синхронизация сайта «Объекты культурного наследия Белгородской области» с БД ИС "Монумент"
Подробнее

.12 Октябрь
2011
02

Разработка сайта «Объекты культурного наследия Белгородской области»
Подробнее

.20 Сентябрь
2011
03

Добавление в ИС "Монумент" возможности использования карт OpenStreetMap.
Подробнее

.07 Июль
2011
04

Выпуск обновленной версии ИС "Монумент"
Подробнее

.06 Апрель
2011
05

Выпуск информационной системы по учету объектов культурного наследия "Монумент"
Подробнее

Контакты
+7 (473) 251-94-97
+7 (473) 296-95-35
info@radixtools.ru
ГлавнаяПроектыПродуктыУслугиПоддержкаКонтакты
Copyright 2005–2017 © Radix-Tools | Разработка сайта TARC ComputerSoft